В сентябре во всех школах страны была проведена Акция «Урок Цифры» по теме «Искусственный интеллект» (далее – Урок). Организаторами Урока являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика» и ПАО «Сбербанк России».
Урок проводился для обучающихся 1-11 классов и был направлен на развитие ключевых компетенции цифровой экономики у школьников, их раннюю профориентацию в сфере информационных технологий. Среди участников всероссийской акции более 1900 школьников из образовательных организаций Арзамасского муниципального района.
Основной целью тематических уроков информатики “Искусственный интеллект и машинное обучение” в рамках просветительской акции “Урок цифры” является создание условий для осознания школьниками важности построения дальнейшей индивидуальной образовательной траектории и ранней профориентации через знакомство с перспективными направлениями развития ИТ-индустрии (на примере искусственного интеллекта и машинного обучения).
Сегодня эта научная сфера и область разработки высокоинтеллектуальных технологий определена в качестве приоритетного направления развития Российской Федерации. Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации” утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.
При проведении мероприятий в рамках акции «Урок Цифры» педагоги обращали внимание обучающихся на то, что процессы интеграции искусственного интеллекта в различные сферы и области деятельности человека будут требовать от специалистов любых профессий в будущем дополнительных навыков и компетенций, многие из которых связаны с умением анализировать, визуализировать и обрабатывать данные, программировать, ставить задачи системам искусственного интеллекта и обучать их.
В ходе урока было показано, что внедрение технологий искусственного интеллекта в разные научные области и сферы жизни и деятельности человека способно качественно изменить их уровень. В обиход вошли фразы “умный дом”, “умная промышленность”, “смартфон”, “беспилотный автомобиль”, “чат-бот”. Сегодня искусственный интеллект применяется в сфере финансов (прежде всего, исследования рынка и интеллектуальный анализ данных), в промышленности (роботизация, автоматизация производства, предсказание износа и поломок оборудования), медицина (сбор и обработка данных, диагностика и т.п.), управление персоналом (анализ резюме, многофакторный анализ и прогнозирование успешности кандидата).
Системы искусственного интеллекта способны с помощью камер и датчиков движения следить за соблюдением порядка на улицах города, стадионах, концертных залах, аэропортах и т.п., прогнозировать возникновение опасных ситуаций и даже опознавать преступников. Интеллектуальные системы пишут книги, создают музыкальные произведения и художественные полотна, придумывают спортивные игры, оказываются крайне полезными в процессе тренировки спортсменов.
Отличительной особенностью организации тематических занятий является ориентация на кооперированную деятельность школьников, на развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Обучающиеся учились работать самостоятельно и в команде, вступать в диалог и вести его, выполнять разные роли и обязанности. Большинство учащихся прошли онлайн-обучение на тренажере и получили сертификат. Приобретаемый ими социальный опыт и навыки оказываются практически значимыми.
|